Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен,
живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения
был очень разнородным, русская
музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские,
тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени
(начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием
христианской обрядности. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные
обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни.
Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно,
под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов
или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены:
струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана)). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а
музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские
музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие
инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и
распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). В XIX веке
музыкантом В. В. Андреевымбыл создан так называемый оркестр русских народных инструментов. При
этом на основе некоторых прототипов народных инструментов, не
обязательно подлинно русских, были воссоздан и частично изобретен
комплект музыкальных инструментов, способный исполнять сложные
музыкальные произведения. В идеале В. В. Андреев стремился создать
оркестр, не уступающий классическому симфоническому. Его деятельность
способствовала как появлению подобных оркестров, так и распространению
балалайки, домры среди русского народа, а также популяризации русской
народной музыки в России и за рубежом.
В советское время в процессе целенаправленного развития национальных культур практика
В. В. Андрева была применена для создания национальных оркестров других
народов СССР и России.
Источник: http://ru.wikipedia.org |